Музыкальные методические приёмы в логопедической работе по исправлению звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коррекция произношения звуков речи у детей, осуществляемая учителем-логопедом делится на три основных этапа: постановка звука, автоматизация (введение звука в спонтанную речь) и дифференциация (способность ребенка отличать один звук от другого). Этап автоматизации может затянуться надолго по разным причинам: слабый самоконтроль ребенка за собственной речью, трудность произношения данного звука, нежелание ребёнка исправлять свое звукопроизношение. Поскольку учитель-логопед обычно работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, важно помнить о том, что основной вид деятельности в этой возрастной группе – игровой, то есть для эффективности в работе стоит превратить занятия в игровой процесс. 

В истоках Российской культуры, фольклорном наследии, существует много материала, на котором можно построить работу с ребенком в любой области развития, в том числе речевой. Российская культура изобилует примерами устного народного творчества (потешками, считалками, песенками-попевками), которые являются прочным фундаментом и передаются из поколения к поколению [1, с. 304].

Базовыми характеристиками структуры языковой способности являются ритм, темп и мелодика. Ритм входит в нашу жизнь с биением сердца матери, впоследствии подчиняя всё своей организации; темп речи зависит от психотипа, социальной группы; мелодика (интонационные конструкции), это пример первых эмоций, которые ребенок получает из внешнего мира до и после рождения. Именно на ритмико-интонационных формах строится устное народное творчество (плачи, причеты, хороводные песни, частушки). Благодаря особой метроритмической организации фольклорных произведений, учитель- логопед может использовать в работе простой музыкальный материал, (используется речитативность, небольшой диапазон, интонационную напевность, опевания), близкий к интонациям разговорной речи. Работая с интонационными конструкциями, в качестве элемента урока, можно использовать ладовые попевки, которые построены на интонациях близких к вопросно-ответной форме речи ребенка. В процессе музицирования ребенок демонстрирует свой творческий потенциал, а учитель-логопед контролирует правильность выполнения заданий: корректирует ритм и темп, работает с мелодикой, паузацией, логическим ударением, тембром.

Часто в процессе коррекционной работы становится очевидной слабая организация выдоха в процессе фонации ребенка. В таких случаях учитель- логопед применяет упражнения для развития активных вдоха и выдоха. Разнообразить упражнения и сделать их весёлыми для ребенка можно с помощью приёма ликования. Упражнение «Га-га-га»: в потешке «Гуси- гуси га-га-га», ребенок не просто отвечает «га-га-га», «да-да-да», а интонационно окрашивает и динамически разнообразит ответ (отвечает так, будто находится близко или далеко, низко или высоко).

Простые мелодические структуры народных песен обогащают уроки логопеда, использование народной культуры работает с подсознанием ребенка, фольклорный материал не составляет труда для запоминания. Например, после того, как ребенок научится говорить звук [Л], логопед, ребенок и его родители, в периоде автоматизации звука, должны контролировать присутствие [Л] в спонтанной речи. В коррекции произношения звуков речи, на этапе автоматизации, незаменимым помощником оказывается пение попевок или детских песенок, содержащих нужный звук. Можно использовать мелодию русской народной песни «У кота», а вместо слов песни использовать нужный звук с любой гласной из ряда [И-Э-А-О-У], позже и из ряда [Я-Ё-Ю].

Разучив с ребенком слоги с нужным звуком на простую мелодию можно упростить процесс автоматизации. Важно, что ребенок, отвлекаясь на пение мелодии, не заостряет особого внимания на трудном звуке.

С помощью вокальных упражнений легче научить ребенка использовать диафрагмальное дыхание. Детям дошкольного и младшего школьного возраста доступна образно-ролевая работа. Используя ту же самую мелодию, учитель логопед обращается к воображению ребенка. Например, упражнение «Сова»: ребенок изображает грозную сову, помощницу Бабы Яги, и «ухает» мелодию, как сова, и его дыхание становится диафрагмальным. Для работы с резонаторами используем упражнение «Колокола»: на вопрос как звенит колокол, ребенок отвечает «динь-дон» или «бим-бом», но начав изображать звон, обычно демонстрирует музыкальный интервал – кварту (этот интервал мы поём в Российском гимне, в первых двух слогах), а логопед корректирует звучание, для большей имитации звона колокольчиков (звон, объем, гул), чтобы в работу включились резонаторы – природные усилители фонации [2, c. 496].

Таким образом, русское народное творчество изобилует материалами для коррекционной работы над речью. Обращаясь к истокам национальной культуры, мы сохраняем связь поколений, накапливаем культурное наследие и формируем верное представление о русских народных традициях у детей.

Литература 
  1. Камаев, А.Ф. Народное музыкальное творчество / А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. – М., 2005. – 304 с. 
  2. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. – М. : МГК им. П.И.Чайковского- Искусство и наука – 2008. – 496 с. 
Comments