Подготовка к публичному выступлению

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА И ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИАНИСТА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

 

 

Автор-составитель: Башкова Татьяна Николаевна

преподаватель класса фортепиано

 

Красноярск, 2015

Содержание

 

I часть

1. Понятие страха и тревоги. Теория оценочной тревожности.

    Из опыта автора                                                                                                   3

2. Публичное выступление. Виды волнения                                                        5

3. Причины появления страха                                                                                7

4. Как бороться со страхом                                                                                     9

II часть

Психологические методы и тренинги                                                                 12

1. Нарисуй свой страх                                                                                           12

2. Настройся на успех                                                                                           13

3. Физические упражнения                                                                                   13

4. Методика изменения себя с помощью образа «Эксперта»                           15

5. Методика: «Путешествие в Волшебный город»                                            15

    Список используемой литературы                                                                  18

    Приложение. Рисунки Кати Антоновой.

 

                                           I часть

 

1. Понятия страха и тревоги. Теория оценочной тревожности. Из опыта автора.

 

Страх-это многовековая проблема в истории человечества. Страх и тревога были признаны существенными аспектами человеческого поведения еще в Ветхом Завете, в древнеегипетской и древнеримской литературе.

Первые попытки рационализировать и типологизировать представления человека о страхе предпринимали древнегреческие и римские мыслители - Диоген, Сенека, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Цицерон. Они описывали причины возникновения и проявления страха. Лишь некоторые из них касались проблемы тревожности. Например, Цицерон четко различал тревожность, как состояние и тревожность, как черту характера.

Большинство ранних работ, вплоть до XVII века, посвящалось страху. Истоки современных теоретических обоснований тревожности следует искать в работах Б.Паскаля (XVIII век) и С.Кьеркегора (XIX век).

Проблему страха изучали в XVII веке- Т.Гоббс, Р.Декарт, Б.Спиноза, Б.Паскаль. В XVIII веке – Д.Юм, П.Гольбах, И.Кант. В XIX веке – Л.Фейербах, Г.Гегель, С.Кьеркегор, Ч.Дарвин, З.Фрейд.

Ч.Дарвин изучал страх с биологической точки зрения. Он рассматривал страх как универсальную характеристику и животных, и людей, которая развилась в ходе эволюции, как реакция приспособления к опасным ситуациям. Проявления страха, по Ч.Дарвину, включают учащенное сердцебиение, дрожь, увеличение потоотделения и другие физиологические реакции, которые являются результатом активизации вегетативной нервной системы.

В XX веке страх и чувство тревоги анализировали У.Джемс, У. МакДаугол, З. Фрейд, К. Ясперс, Д. Уотсон, К. Селье, Ч. Спилбергер, Ю. Ханин, В. Астапов, Дж. Тейлор, Д. Миллер, О. Маурер, Э. Зетцель, Д. Мандлер. Проводятся множество исследований, появляется большое количество ученых, психологов, психиатров, занимающихся этой проблемой.

В результате, страх понимается как реакция на конкретную, непосредственную существующую опасность, а тревога - как переживание неопределенной, возможной, безобъектной угрозы.

По определению Э. Зетцель, страх - это нормальная, адекватная реакция на ситуацию внешней опасности. Тревога - это

1) преувеличенная, т.е. неадекватная реакция на ситуацию реальной опасности,

2) преувеличенная реакция на малозначимую ситуацию,

3) реакция, похожая на страх, но при отсутствии ситуации внешней опасности,

4) преувеличенная, т.е. неадекватная реакция на ситуацию внутренней опасности. *

П. Тиллих (1995 г.) считает, что страх и тревога неразделимы и тесно связаны друг с другом – «Жало страха - тревога, а тревога стремится стать страхом».*

На современном этапе развития общества тревоги и страхи никуда не делись.

Напротив, стрессовые ситуации увеличиваются.

Как преподавателя меня интересует тревожность, проявляемая учащимися во время экзаменов, публичных выступлений, контрольных работ, конкурсов, соревнований, так называемая оценочная тревожность, которая стала актуальной проблемой современного образования. Оценочная тревожность проявляется тогда, когда происходит ситуация проверки и оценки компетентности в какой-либо области знаний и умений. Эти ситуации могут и мобилизовать, и наоборот ухудшить результаты деятельности на проверочных испытаниях.

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психические перегрузки у школьников и студентов. Подготовка и сдача экзаменов  приводит к перенапряжению нервной системы. У школьников нередко отмечаются различные реакции на стрессовые ситуации. Появляются состояние тревоги, депрессии, жалобы на головную боль, желудочно-кишечные боли.

Медицинские обследования показывают повышение артериального давления, увеличение сахара в моче, у каждого пятого нарушаются вегетативные функции, у половины мальчиков и 60 % девочек наблюдалось снижение массы тела, нарушались речь и моторика. Через 3-4 дня после экзаменов происходит нормализация показателей.

Теория оценочной тревожности была впервые разработана в 1952 году Джорджем Мандлером и Сеймуром Сарасоном. Она объясняла влияние тревожности на успешность выполнения заданий в ситуации оценивания. Был разработан опросник, и было выявлено, что тревожные студенты получают меньший балл по тестам интеллекта, чем студенты с низким уровнем тревожности. С. Сарасон выяснил, что тревожные студенты более самокритичны, склонны к самообвинению, беспокоятся из-за того, что не имеет непосредственного отношения к заданию. Главным стимулом для них является оценка. Тревожные люди не могут сосредоточиться на выполнении задания, они сосредоточены на своих переживаниях. Тревожные школьники начинают считать экзамен, сценическое выступление все более опасным делом. В дальнейшем это приводит к повышению ситуативной тревожности, осознаваемого беспокойства, увеличению физиологического возбуждения,

 

*В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера Санкт-Петербург. Речь. 2004-80 с. 20, с. 21.

учащенному сердцебиению, к возникновению более интенсивного чувства напряжения и страха. Скажу сразу, что данная проблема особо остро не стояла перед моими учениками. Я радовалась, что с волнениями мы справляемся успешно, если что беспокоило, то объясняла причину и как справиться с проблемой.

Но, однажды случилось то, с чем раньше не сталкивалась, что побудило более глубоко вникнуть в психологические аспекты подготовки к публичному выступлению. Итак, на появление данной работы меня подвигло состояние одной из лучших моих учениц. У которой неожиданно, перед самым выходом на сцену проявился приступ панической атаки. Девочка побледнела, потом позеленела, глаза округлились и стали лихорадочно блестеть, в висках болезненно стреляло, на лице – страх. Ребенок выступил благополучно, но состояние паники меня насторожило. Девочка энергичная, общительная, активная, не робкая. Что же случилось? Из разговора с родителями выяснилось, что ребенок перестал спокойно спать. На протяжении нескольких месяцев девочка переживала длительный стресс, связанный с тяжелой болезнью бабушки, с которой она жила в одной комнате. Несчастье в семье подорвало психоэмоциональное состояние ребенка. Здоровье ухудшилось. Появились тревожность и страхи. Надо было срочно помогать ребенку.

Известно, что сильные эмоции, стрессы «отпечатываются» в сознании, запоминаются и необходимо максимально избавляться от гнетущих воспоминаний, убирать, стирать из памяти тяжелые ощущения, панический страх, обязательно заменять их приятными воспоминаниями, закреплять позитивным опытом. То есть, требуется отрицательный опыт заменить положительным и заякорить положительный опыт.

Поиски различных методов и способов преодоления страхов, глубокое проникновение в данную проблему, полученные знания настолько увлекли, что я решила поделиться ими с другими. Тем более, что данная проблема волнует многих преподавателей и исполнителей. Приемы и способы, описанные здесь, могут быть использованы не только музыкантами, но и спортсменами, танцорами. Они полезны любому человеку, готовящемуся к публичному выступлению или испытывающему волнения и страхи. Не помогут они только лентяю и нерадивому ученику, поскольку причина волнения лежит в несколько иной плоскости. Банальную причину как невыученность программы мы рассматривать не будем. Но, если вы все-таки решитесь использовать методы психологического тренинга, могу предупредить, что лентяй может выступить хуже, однако потом у него «проснется» совесть и заниматься он станет добросовестнее.

 

       2. Публичное выступление. Виды волнения.

 

Итак, в жизни каждого музыканта наступает момент, когда он выходит на сцену и на публике исполняет выученную программу. Это касается и детей, обучающихся в музыкальной школе. Чем раньше этот момент наступает, тем лучше. Поскольку ребенок младшего возраста почти не волнуется. Все хотят, чтобы исполнение было хорошим. И сам ученик, и родители, и преподаватели.

С детства приходит осознание того, что выступление перед публикой - это серьезное и ответственное дело. Публичное выступление должно стать праздником, лучшими минутами в творческой жизни юного музыканта, когда наиболее ярко проявляется индивидуальность исполнителя.

Но, к сожалению, не всегда так происходит. Причин этому много.

Известно, что музыкальное исполнительство – это психофизиологический акт. Поведение на сцене, самочувствие во время игры, отношение к публике у каждого проявляются по-своему и зависят от многих факторов. В том числе от организации нервной системы, от наличия такой способности как «эстрадная жилка». Действительно, есть исполнители для небольшого круга, для камерного зала, но есть и для большой эстрады. Например, гениальный Ф. Шопен относился к первому типу исполнителей. Он говорил о себе: «Я не способен давать концерты; толпа меня пугает, парализуют любопытные взгляды, я немею перед чужими лицами». Ф. Листу же он говорил: «Ты совсем другое дело. Ты создан для этого, ибо если и не тронешь публику, то у тебя всегда найдется, чем ее ошеломить». *

Известно, что М. Балакирев - музыкант, владевший ярким исполнительским дарованием, огромной волей, натурой вождя, тем не менее, в присутствии публики робел. О чем писала его ученица М. Волконская:

«Многие его общественные концерты, на которых он выступал как пианист, не оправдали ожиданий. Он играл хуже, чем тогда, когда играл в небольшом обществе». **

Волнуются многие исполнители. Талант, опыт, возраст не спасают. Волновались Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, Г. Бюллов, П. Чайковский.

И. Падеревский писал, что испытывал ужасные страдания в течение многих лет артистической деятельности. А. Скрябин говорил: «Раньше, когда мне было лет двадцать все-то мне было нипочем, прямо - трын-трава, с возрастом же появилось волнение. Прошлое давит. Я не могу сыграть как-нибудь».***

У Рубинштейна после 40 лет волнение стало сказываться боязнью за работу памяти настолько, что он перестал выступать.

Многие маленькие дети на сцене не волнуются. Становясь старше, теряют эту способность. Ранее существовала теория, что с годами нервы слабеют и поэтому эстрадное волнение увеличивается. На самом деле возрастает взыскательность и чувство ответственности за выступление.

Некоторая доля взволнованности, состояние приподнятости перед выступлением желательны и благотворны, так как способствуют

 

*.** С. Савшинский. Пианист и его работа. Советский компазитор Ленинград 1961.с. 107

*** с. 108.

возникновению артистического подъема. Активизируется реакция организма, обостряются чувства, появляются целеустремленность, уверенность, выносливость. Исполнитель горит желанием выступать. Творческий накал увеличивается. Энергетика повышается. Такое волнение скорее полезно. Хуже, когда появляется волнение – паника. Вся подготовительная работа идет насмарку. Исполнитель путает текст, забывает, комкает его. Спотыкается в самых неожиданных местах. Руки становятся ватными, непослушными, мокрыми и холодными. Страх нарастает катастрофически и ведет к полному параличу творческих сил. Результат - жестокая психическая травма и растущая боязнь эстрады.

 

                     3. Причины появления страха.

 

1) Многое зависит от типа нервной системы, от свойств личности. Погруженный ли это в себя интроверт, которому важно чувство защищенности, внутренняя сосредоточенность, которому свойственна нестойкость перед обстоятельствами, повышенная тревожность, подверженность срывам. Или это экстраверт, открытый всему миру, которому необходима внешняя динамика, раскрепощенность, социальная значимость.

2) Повышенная требовательность к себе, неуемное стремление к совершенству. Недовольство собой, даже, когда публика довольна. Постоянное прокручивание в голове своего выступления, часто возникающее желание переиграть. Это состояние знакомо даже детям. Иногда человек ставит перед собой недостижимую, завышенную планку - идеал, что может привести к негативным последствиям. Невозможность достижения идеала приводит к излишнему волнению, тревоге, бессоннице, головной боли, тошноте, полуобморочному состоянию. Порой страх перед публичным выступлением сравнивают со страхом смерти. Научить человека не бояться аудитории довольно сложно. И следует помнить, что ожидание страшнее сцены.

3) Преувеличенная скромность исполнителя может привести к неверию в свои силы и способности, к недооценке своего дарования.

4) Повышенный уровень тревожности, о котором говорилось ранее.

5) Влияние окружения. Бывает, что чувство неуверенности и даже неполноценности закладывают самые близкие люди - родители, друзья, учителя, когда высказывают сомнения в способностях, подвергают излишней жестокой критике. Слова обладают и созидательной, и разрушительной силой. Всем известны пословицы:

«Словом и убить можно»,

«Слово лечит, слово ранит».

Ничто так не ободряет человека, как доброе слово. Если не хотите создать комплекс неудачника у ребенка, то помните, что не критика должна быть, а конструктивный анализ исполнения и качества подготовки. Не надо вешать ярлыки и говорить исполнителю о нехватке способностей.

6) «Нечистая совесть». Это когда есть недостатки и промахи в домашней подготовке. И ученик подсознательно это понимает. Причем совесть обязательно заговорит в самый решающий и неподходящий момент. Об этом надо говорить с учеником. Попытки перекладывать ответственность за промахи и ошибки на кого-то или на что-то ни к чему не ведут. Хочешь играть лучше - занимайся эффективно и целеустремленно. Будь трудолюбив. Ответственность - одно из важнейших условий успеха.

7) Некоторые мастера сцены уверяли, что причину волнения надо искать в переоценке своих способностей, в тщеславии. Об этом говорили К.Станиславский, Г.Коган, А.Рубинштейн, И.Гофман. Другие же, как С. Савшинский, категорически не соглашались. Думаю, что правы обе стороны. Однажды Й. Гофмана спросили - «Как преодолеть нервозность»? На что он отвечал:

«Если вы абсолютно уверены, что причиной всему ваша нервозность, то укрепляйте нервы при помощи соответствующих упражнений на свежем воздухе и обратитесь за советом к вашему врачу. Но вполне ли вы убеждены, что нервозность не есть просто другое название самолюбия или, еще хуже,

«нечистой совести» в смысле недостаточной технической уверенности»?* Гофман указывал на необходимость изгнать всякую мысль о своем «драгоценном Я» и призывал сосредоточиться на работе с помощью воли и упорного самовоспитания. А. Рубинштейн утверждал, что робость происходит от самолюбия и гордости. Рассмотрим, что творится в психике такого исполнителя? Он полон мыслями о себе, о своих чувствах, о том, как он появится на сцене. Весь мир отступает на второй план. Это есть безмерная переоценка значимости события, преувеличение масштаба своей ответственности, исполнитель боится не справиться.

Переоценивает себя ученик или недооценивает - это две стороны одной медали. Так как занят он, прежде всего собой, а не своим делом.

8) Опасная мысль. Один учащийся перед концертами любил мне говорить: «Ах, я так волнуюсь»! При этом щечки горели, в глазах блеск, сам носился по коридору, попутно сообщал всем, что он так волнуется и выразительно округлял глаза. Мальчик артистичный, эмоциональный очень любил внимание. Я сразу объясняю, что легкое сценическое волнение - это нормальное чувство и даже может придать выступлению яркость. Но разговоры о страхе пресекаю. Сейчас Сева вырос. Он успешный студент АХИ им. Попова в г. Москве.

Часто родители, бабушки и дедушки утешают: «Не волнуйся, это не страшно». После таких утешений страх точно появится. Сама по себе мысль о страхе опасна, и не надо ее муссировать перед концертом.

_______________________________________________________________

*И. Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М.: Классика-XXI. 2002. с. 153.

Одно дело хвастать своим волнением среди друзей и другое - испытать публичный провал. Поэтому не надо допускать опасную мысль до ученика.

 

                        4. Как бороться со страхом.

 

Есть определенные условия подготовки к публичному выступлению.

1) Укрепление памяти.

Надо быть честным по отношению к себе. Не преувеличивать и не преуменьшать своих способностей. Вообще не надо об этом думать. Следует просто спросить себя: «Все ли я сделал для хорошей выученности программы»? Многие исполнители боятся забыть текст. А ведь есть простые и необходимые приемы выучивания текста, которые всегда срабатывают. Всегда рекомендую выучивать текст наизусть отдельно каждой рукой, и, разумеется, вместе. В полифонии знание наизусть каждого голоса обязательно. Необходимо выучить наизусть пары голосов. Уметь петь один голос, а другой играть. Сольфеджировать. Уметь играть на закрытой крышке инструмента или на столе по нотам и без нот. Если есть «немая клавиатура», полезно воспользоваться ей. Она помогает координировать слуховые и мускульные навыки. Очень хорошо активизируются все виды памяти при игре с закрытыми глазами. Можно играть в темной комнате или слабо освещенной, при свечах. Надо научиться свободно, играть с разных мест произведение, с любой ноты, мотива и фразы.

У музыканта работают несколько видов памяти: образная - зрительная и слуховая; моторная (или мускульная), тесно связанная с ней тактильная, память на слова и мысли - вербальная и логическая: эффективная память на чувства и переживания. Все это составляет внутренний оркестр, руководит которым разум - дирижер. И при честных, добросовестных занятиях память работает отлично. А если от волнения откажет какой - то вид памяти, то другие обязательно помогут. Все это следует объяснить ученику.

2) Преодоление технических трудностей.

«Знать бы, где упадешь - соломку бы подстелил». Задача исполнителя и преподавателя найти эти места заранее и «подстелить соломку».

Известно, что И. Падеревский писал, что страх - это только чувство ненадежности и, может быть, ненадежности только одного отрывка или даже одной фразы. Но фраза эта будет мучить вас до тех пор, пока вы ее не одолеете. В предварительной работе над техническими местами надо точно устанавливать причину, почему не выходит какой- либо пассаж, где «заедает или комкается» исполнение. Причина может быть любой - неудобная аппликатура, неверное движение руки, слабая работа пальцев и т.д. Если это скачки, а исполнитель постоянно не попадает в нужную ноту, то надо понять, что происходит - «недолет» или «перелет», и в зависимости от этого расширять или сужать амплитуду движения. Необходимо поймать ошибку и уничтожить ее. Не хитрить перед собой, не обманывать себя, придерживая темп в исполнении, так как в момент волнения заговорит «нечистая совесть», и ошибка обязательно выскочит. Играющий споткнется, исполнение потеряет темп, характер.

«Ошибка «не убитая» пианистом во время работы, «убивает» его во время выступления» (Г.Коган).* А если ошибка не одна, то выступление будет просто испорчено, что отрицательно скажется на психике исполнителя. Поэтому ошибки надо не прятать, а высматривать их, ловить и ликвидировать. Можно сравнить это с охотой на паразитов. Охотиться надо сосредоточенно и с увлечением, добиваясь запаса прочности и резерва техники. Постепенно техника исполнения автоматизируется. На эстраде руки сами выполнят «заказ».

3) Эффективность занятий.

Чувство неуверенности может возникнуть и от чрезмерной работы, вызванной недоверием к себе. Возникшая усталость приводит к срывам на сцене. Одна из важных задач преподавателя – освободить ученика от напрасных усилий и даром потраченных часов. Тем более, что учащиеся у нас сейчас перегружены занятиями в общеобразовательных школах, многие дополнительно занимаются в спортивных, художественных, танцевальных школах и секциях и т.д. Увлечений много, попробовать хочется все. Необходимо оптимизировать обучение, научить ребенка эффективно заниматься, рационально использовать время занятий. Учитель предугадывает трудности, заранее намечает пути их преодоления и этому же учит ученика.

4) Позитивное мышление.

Достижение успеха зависит не только от постоянного, изматывающего, напряженного труда, но и от определенного состояния сознания, от настроя на отличный результат. Мышление должно быть позитивным, восприятие жизни радостным. Надо любить жизнь и любить то дело, которым занимаешься. Занятие любимым делом приносит состояние радости, уверенной силы и спокойствия. А значит, и успех достигается легко и радостно и труд не кажется тяжелым. Преподаватель, поддерживая и стимулируя интерес к занятиям, учит ребенка самостоятельности, стремлению к самосовершенству. Учит мастерству, истинному искусству. Мастерство дает возможность свободного художественного выражения. Ученик, наработав мастерство, может почувствовать себя Творцом!

5) Желание является непременным условием для успешных занятий и выступлений на сцене.

Сплошь и рядом мы видим примеры того, как желания и устремления ребенка не берутся во внимание. Игнорируются даже способности ребенка. Особенно часто это происходит при выборе профессии, которую и выбирают-то по престижности на данный момент или по какой- либо иной причине. В результате, если человек занимается делом, к которому «не лежит душа», он не достигает ничего. Ему это не интересно.

__________________________________________________________________

*Г. Коган. Работа пианиста. 3-е Изд. М., 1963. с.144.

Следовательно, желание, интерес ребенка к делу просто необходим.

Задача родителей и учителя - разглядеть ростки способностей и желаний, помочь их развить. При правильной реализации личность достигает высокого уровня развития.

6) Предконцертный период.

Активная, сознательная работа над программой должна быть закончена за 10 дней, а лучше за 10 недель до выступления. Программа должна «отлежаться». «Отлеживаясь», она как бы поспевает, созревает внутри исполнителя, превращается в живой образ. В этот момент полезно играть для публики – близких, друзей. Годятся любые слушатели. Можно поиграть и тем людям, которые не очень - то любят вас. Послушать их мнение, «отделить зерно от плевел», затем уничтожить и это «зерно». Научиться играть так хорошо, что и недругу не к чему будет придраться. Не допускать до себя «враждебного» влияния. Полезная критика - это одно, а разрушающий критицизм - совершенно иное. Юный исполнитель редко может понять подлинные мотивы таких критиков. Бывает, что и собственный преподаватель подавляет своей критикой.

В этот период хорошо играть в зале, полезно сделать запись на видеокамеру. Первое выступление почти всегда неудачно. Срабатывает «эффект камеры», вдруг появляются ошибки и недостатки о которых и не подозревал исполнитель. «Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит». Исполнитель сам удивлен и озадачен. Работа переходит на более высокий уровень. Фактически программа дозревает в зале. С каждым разом исполнение и запись будут интереснее и качественнее. Перед ответственным концертом полезно обыграть программу в нескольких менее ответственных концертах. Если произошла неудача, не надо драматизировать ситуацию. Помните, что «на ошибках учатся». Следует проанализировать выступление, найти подлинную причину неудачи. Принять это как полезный опыт для себя, провести «лечение». Важным показателем технической и художественной готовности программы является импровизационная свобода игры.

Вообще, сюрпризы на эстраде - обычное дело. Выступления пианистов происходят в разных условиях, на разных роялях, в залах с разной акустикой. И пианисту надо приспособиться и к акустике, и к особенностям рояля. Нередко приходится перестраивать привычное исполнение в зависимости от условий. Важным средством для исправления акустических недостатков является педаль. Необходимо хорошо слышать свое исполнение, умело распределять звучание. На качество исполнения могут повлиять и другие факторы - температурный режим в зале, неудобный стул, освещенность клавиатуры. Одежда и обувь должны быть удобными. Исполнителю надо позаботиться о своем здоровье, не забывать о физических упражнениях, о правильном питании, отдыхе и сне.

 

 

7) В день концерта.

В предконцертные дни и особенно в день концерта многие исполнители советуют не перегружаться, поберечь свои силы для концерта, заниматься меньше. В то же время известно, что С.Рихтер в день концерта занимался по 5-6 часов. Играл при этом программу концерта и никогда ничего другого. Г.Нейгауз же играл часа полтора – два. Очень часто не трогал концертных вещей.

Режим подготовки исполнителя подбирается в зависимости от его индивидуальных особенностей. В любом  случае голова должна быть свежей, усталости быть не должно. Настрой бодрый и положительный. На концерт следует прийти заранее, с большим запасом времени. В артистической  нельзя вести праздные разговоры. Ничто не должно волновать музыканта. Нельзя допускать вредных влияний. Нацеленность должна быть на исполнение. Выходить к роялю следует спокойно, красивой походкой. Сесть удобно. Мысленно представить звучание произведения. И начинать концерт.

 

                                             II часть

 

                  Психологические методы. Тренинги.

 

Все описанные профессиональные приемы, несомненно, помогают исполнителю. Однако, срывы, тревоги и страхи все равно могут возникнуть. Ритм жизни современного человека настолько интенсивен, что приводит к перенапряжению нервной системы. И тогда насущной необходимостью и непременной основой должно стать широкое распространение различных психогигиенических мероприятий, способных уменьшить отрицательную роль стресса.

                              1. Нарисуй свой страх.

 

Существует методика, когда страхи излечивают с помощью рисунков. Методика основана на том же принципе, на котором в волшебной школе Хогвартс(«Гарри Поттер» Дж. К. Ролинг) юных волшебников учили бороться с боггартом – привидением, принимающим вид того, чего человек больше всего боится. Чтобы победить боггарта, надо было из «страшилки» сделать «смешилку», то есть таким образом представить свой страх, чтобы самому стало смешно. Например, один мальчик огромного паука поставил на ролики, так что тот не мог справиться со своими восемью лапами, которые скользили и разъезжались в разные стороны.

Моя ученица Катя, испытавшая приступ панической атаки, рисовала около головы страшного черта, которого в другом рисунке заменила на веселого ангела с букетом цветов. Сейчас Катя успешная пианистка, закончила КГМАиТ, живет в Санкт – Петербурге.

Если ребенок может «нарисовать свой страх», похвалите его, попробуйте вместе с ним найти в изображении смешные стороны. Важно, чтобы действительно стало смешно, необходимо вызвать реакцию смеха. Если ребенок отказывается рисовать, не надо настаивать. На втором этапе ребенку надо включить себя в эти рисунки. На третьем этапе изобразить, как он побеждает свой страх. Этот последний рисунок рекомендую повесить на видном месте и чаще хвалить за творческое содержание и исполнение.

Чаще всего эту методику используют для борьбы с внешне немотивированными, надуманными страхами, вроде страха темноты.

В том случае, если страх приобретен в связи с сильным испугом, одномоментно, например, при катастрофе, то может возникнуть фобия. Тогда для лечения метод рисунков не подойдет и надо обращаться к специалисту в области нейролингвистического программирования. В традиционной психотерапии лечение фобии может продолжаться не один год, используя НЛП, можно избавиться от фобии за один – два сеанса.

 

 

                            2. Настройся на успех.

 

Желательно, чтобы с повышенной тревожностью человек справился сам. Объясните, что настраивать себя на неудачу – это бессмысленное занятие. Мышление надо настроить не на подавление страха, а на успех и уверенное знание. Воля и сила заложены внутри нас. Я спрашиваю учеников: «Знаете, чем отличаются преуспевающие люди? Они не обращают внимания на препятствия, не растрачивают свою энергию по мелочам, у них в голове цельная картина. И мыслят они позитивно, категориями успеха!»

Для неуверенных в своих силах людей полезно скандировать аффирмации утром и вечером:

«Сила, здоровье, удача, успех!»

«Я выбираю счастье!»

«Я сильный, я храбрый!»

«Я настоящий пианист». И далее, какие придумаете или пожелаете.

И не надо быть слишком озабоченным, веселее относитесь к делу.

 

                       3. Физические упражнения.

 

Обратите внимание на осанку. Своим ученикам я напоминаю, как красиво выходят гимнасты на соревнованиях. Часто привожу в пример спортсменов. Можно сказать и так: «Видел ли ты ссутулившуюся царскую особу? Попробуй, пройди как король!» Прямая осанка, развернутые плечи, поднятая голова подразумевают наличие силы и уверенности. Скажи: «Я – Король!» Гордо и уверенно.

К сожалению, долгое сидение за партой, компьютером, инструментом, столом в школе и дома плохо сказывается на осанке. Проблемы с позвоночником есть почти у всех детей. Остеохондроз теперь диагностируют даже у младенцев. Хотя в принципе его не должно быть, поскольку остеохондроз – это старение костной ткани. Тем не менее, обследования показывают такие результаты. Причины этому – экология, неправильное родовспоможение, стрессы, большие статические нагрузки. Все вместе приводит к букету заболеваний. Учитель, конечно, не доктор, но некоторые упражнения для снятия напряжения в позвоночнике может предложить ученику.

1) «Любопытная улитка».

Плавно вытягиваем шею, словно улитка из домика – панциря, поворачиваем медленно шею влево, наверх, все выше и выше вытягиваем, медленно повернем ее направо: «Ух, ты как интересно!» Опускаем шею и голову вниз: «А там что такое?» И так повторяем несколько раз, все в медленном темпе. Происходит снятие напряжения в шейном отделе позвоночника.

2) «Кошачьи потягушки».

Все видели, как потягивается кошка после сна. Плавно выгибает спинку, напрягает все мышцы, а затем сразу расслабляет их. Тоже проделайте и вы со своей спиной. Так снимаем напряжение во всем позвоночнике.

3) «Отдых».

Полежать на спине на твердой поверхности стола или скамьи, при этом руки и ноги свободно свисают вниз. Все мышцы надо расслабить, распустить. Затем лечь на грудь.

Можно висеть вниз головой на турнике, например. Можно свеситься с кровати. Но не долго. Упражнения делать в спокойном темпе.

4) У индейцев бассейна реки Амазонки существует тайное знание, о том, что страх прячется в районе плечевого пояса. Известно, что монгольские борцы перед выступлением на важных соревнованиях проходят процедуру глубокого массажа спины, опять же с целью выгнать страх. При некоторых заболеваниях массаж делать нельзя. Но помассировать, погладить спину всегда полезно, поскольку снимается напряжение.

5) Если ребенок чувствует вялость, сонливость, холод, то надо проделать элементарные гимнастические упражнения для разогрева и поднятия тонуса. Например – отжим от стены, наклоны вперед с проверкой веса в руках, освобождение рук, отжим от стула с опорой на пальцы и с приподнятым телом и т.д.

Цель всех упражнений – снятие напряжения и полное освобождение «мышечного панциря» и, следовательно, освобождение пианистического аппарата.

Необходимо разогреть тело, руки. Ощущения должны быть комфортные. Это гарантирует большую техническую свободу.

 

         

 

 

4. Методика изменения себя с помощью образа

                                   «Эксперта».

 

Эксперт в данном случае – это человек, обладающий мастерством, талантом и удачливостью. Илья Эренбург в своих мемуарах вспоминает, как сильно волновался, когда ему предложили вести Международный форум писателей. Интуитивно он применил одну из психологических методик – представил себя в образе «генерала от литературы» А. Фадеева. И все прошло как по маслу!  Ученику можно представить себя композитором, либо знаменитым пианистом, почувствовать, войти в образ. Эту работу он должен провести сам.

Впечатляющий результат дают техники релаксации и творческой визуализации.

 

         5. Методика: «Путешествие в Волшебный город». *

 

В детстве все любят сказки, верят в них. Взрослые же считают, что в реальном мире для сказок нет места, а от фантазии нет пользы. На самом деле это не так. Фантазирование в расслабленном состоянии активизирует правое полушарие мозга. Это полушарие творчества и гениальных решений.

Итак, у вашего подопечного или у вас есть проблема – психологические блоки, с которыми уже свыклись и привычно живете. А ведь они мешают свободному выходу энергии, направленной на творчество, и не подпускают к вам незримую творческую энергию. Ну что же, предлагаю совершить путешествие в Волшебный город.

 

                                      План действий

 

1) Расслабьтесь. Углубите степень релаксации, медленно считая в обратном порядке от 10 до 1. Сжато изложите суть проблемы, например, избавиться от страхов.

2) Мысленно подтвердите свою веру в то, что вы получите ощутимые результаты от того, что вы сейчас делаете.

3) Представьте себе красивую дверь, портал, арку или простые ворота. У каждого свое. Эта дверь отделяет наш физический мир от его источника – творческого мира. Чем больше позолоты, резьбы и орнамента вы увидите, тем лучше. А дальше – на «Ты». Ощути любовь ко всему миру и к этой двери, и к миру, который открывается за ней. Освети ярким белым светом эту дверь или ворота, или арку. Иди к этой двери. Она распахивается, когда ты приближаешься. _________________________________________________________

*Роберт Стоун. Небесная 911. М. изд. «София». И.Д. «Гелиос» 2002-187 с.

 

Смело заходи.

4) Первое, что ты видишь – это прекрасный сад. В нем кусты роз в полном цветении. Подойди к одному из кустов и рассмотри один из цветков.

На лепестке в лучах солнца сверкает капелька росы. Ты видишь, как в ней отражаются все цвета радуги. Возьми ее - это ключ от Волшебного города.

5) Теперь иди дальше. Выходи на берег озера. Ты видишь каноэ (лодку). Надо совершить прогулку по озеру, спускай каноэ на воду и забирайся в него.

6) Бери весло и начинай грести.

7) Чувствуется, что каноэ тяжелое, и тебе трудно грести. Ты видишь почему. На носу свалены огромные мешки с балластом.

8) Иди на нос, бери первый мешок. На нем надпись – «Тревога». Кидай мешок за борт! Он с шумом  плюхается в воду!

9) Теперь снова греби. Грести немного легче, но еще далеко не так легко, как хотелось бы. Поднимай следующий мешок с балластом. На нем надпись – «Страх». Плюх! И в воду!

10) Вернувшись на место и продолжая плыть, ты все равно отдаешь себе отчет, что продвижение затруднено. Подхватывай мешок с надписью – «Пессимизм» и выкидывай за борт.

11) Сейчас плыть на каноэ намного приятнее, но если бы оно было не таким тяжелым, то ты получил бы гораздо больше удовольствия. Подними  следующий мешок с балластом. На нем надпись – «Ненависть к себе». За борт! Плюх!

12) Теперь ты двигаешься быстрее. Дует лишь легкий ветерок, но каноэ как – будто плывет при встречном ветре. Должно быть это последний мешок. Подними его. На нем надпись – «Заниженная самооценка». Плюх! Теперь по настоящему наслаждайся прогулкой на каноэ. Вы легко скользите по поверхности воды. Стоит прекрасный день.

14) На этом можно и закончить. Но можно и продолжить путешествие.

Причаливай к берегу. Выходи на берег. Видишь здание неподалеку, перед которым раскинулся пруд с цветами лотоса. Это Курорт Вечной Жизни. Теперь ты можешь приходить сюда в любое время. Уже одно посещение холла с различными травами и цветами укрепляет твое здоровье. Кажется, что пол, стены и потолок излучают свет. Это жизненная энергия. Вот ванна-джакузи, садись в нее, сразу помолодеешь и почувствуешь себя лучше. Справа - гимнастические залы, слева - массажные кабинеты. Выбирай, что хочешь. Вот огромное зеркало на стене. Приведи свое отражение в порядок. Это проявится и в реальном мире. Теперь пора уходить. Поблагодари Волшебный Город. На обратном пути оставь ключ в одной из прекрасных роз. У двери еще раз поблагодари. Оставь дверь открытой. Выходи! Открой глаза: «Я пробудился!»

И в завершении хочется напомнить слова древних мудрецов Индии - «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой - величайший победитель в битве». (Древнеиндийская мудрость).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев А Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Издательство «Музыка», 1971.-280 с.

2. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера. - Санкт-Петербург.: Издательство «Речь», 2004.-80 с.

3. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. - М.: Издательство   «Музыка», 1969.-345 с.

4. Коган Г. М. Вопросы пианизма. - М.: Издательство «Советский композитор», 1968.-464 с.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры - М.: Издательство   «Музыка», 1987.-240 с.

6. Правдина Н.Б. Я привлекаю успех. - Санкт-Петербург.:    Издательство        «Невский проспект», 2005.-190 с.

7. Савшинский С.И. Пианист и его работа. – Ленинград.: Издательство

« Советский композитор», 1961. – 272 с.

8. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.: Издательство «Классика-XXI», 2004.-260 с.

9. Стоун Р. Небесная 911. – М.: Издательство «София» И.Д. «Гелиос», 2002.-187 с.

10. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.: Издательство «Классика - XXI», 2001.-250 с.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 C:\Users\tsv\Desktop\DCIM\Башкова Т. Н. Приложение. Рисунки Кати Антоновой\рисунок 2.JPGC:\Users\tsv\Desktop\DCIM\Башкова Т. Н. Приложение. Рисунки Кати Антоновой\рисунок 3.JPG

 

Comments