Я стесняюсь...но петь люблю. Что делать?

Иногда чувства побеждают разум, иногда разум чувства

Для застенчивости при поступлении на какую бы то ни было учебу (и в том числе по вокалу) нет ни малейшего логического основания.

Казалось бы, логика должна быть такой:

– «Ну, не знаю я чего-то. Ну, не умею. Ну, узнал кто-то, до какой степени, я этого не умею. Ну, и что в этом стыдного? – Нельзя же знать и уметь абсолютно всё.

Наоборот. Если я пришел учиться (математике, китайскому языку, боевым искусствам, аэробике, петь, плясать, читать стихи и т.д.), то, уже только поэтому я молодец и могу этого не стесняться, а этим гордиться. – Учение-то – свет. – И тем более я буду молодец, когда научусь, и еще более молодец, если очень хорошо.»

То, что это так, понимает каждый. И обычно этого понимания бывает достаточно для начала обучения каким-нибудь наукам и/или видам спорта. И если кого и тормозит что-то при этом, то это чаще всего лень, а не застенчивость.

Но, не так обстоит дело с обучением искусствам.

Можно сколько угодно понимать все правильно и все равно стесняться. Застенчивость – это чувство, а не мысль. А, чувства не всегда легко поддаются разуму, хотя немножко все-таки поддаются.

Вокалисты – самые застенчивые из застенчивых

Не знаю, как там на уроках танца и рисования. Но, на первом уроке по вокалу стесняются все начинающие. – Кто больше, кто меньше, но, стесняются абсолютно все без исключения.

Масса людей так стесняется показать малейшую неловкость хоть кому-то (даже своему учителю) в своем пении, что иногда не могут даже попытаться начать петь в присутствии кого-то.

Как бы такой очень застенчивый певец ни пел в самом начале (плохо или хорошо для начинающего), ему почему-то кажется, что поет он ужасно противно и (или) ужасно смешно. Т.е. все равно ужасно.

И главное! – Ему почему-то мучительно за это стыдно. Как будто он делает что-то порочное. Или как будто он что-то свое самое-самое интимное и сокровенное, причем якобы недостаточно хорошего качества, в момент пения выставляет напоказ на всеобщее поругание и осмеяние.

А иногда бывает и так, что певец стесняется не только своего пения, но и своей застенчивости при своем пении. И это еще хуже. Потому что певцу приходится терпеть и преодолевать двойное смущение.

Вокалистов вокальными проблемами не удивить

Но, ни одному вокальному педагогу (а тем более опытному педагогу) в голову никогда не придет смеяться над чьим-либо пением, а тем более над пением своих учеников.

Все профессиональные вокалисты (и вокальные педагоги тоже) сами когда-то были начинающими, и помнят. Что у них самих, у их друзей-вокалистов, у их коллег-вокалистов когда-то что-то в вокале не получалось. А скорей всего и сейчас еще что-то не получается. – Недостатки пения при желании любой вокалист, а тем более вокальный педагог, легко найдет даже у солистов Ла Скала.

Каждый вокалист помнит, как и он сам, и другие ему знакомые вокалисты стеснялись и волновались, и как с этим смущением и волнением иногда бывает трудно справиться.

В общем, все вокалисты вообще, а тем более вокальные педагоги, а тем более опытные вокальные педагоги наслушались и насмотрелись за свою вокальную жизнь всякого, и их совершенно невозможно в вокале чем-то плохим (самим пением, или застенчивостью при пении) удивить.

Для вокалистов удивительным бывает скорей что-то очень хорошее в пении, но уж никак не что-нибудь плохое.

Как преодолеть застенчивость

Главное, начать

Стесняются обучаться пению очень немногие вокалисты, и только начинающие. А у того певца, который уже когда-то где-то вокалу хоть немного поучился, застенчивость на уроках даже совсем нового для него педагога резко уменьшается. Или ее совсем может не быть. А даже если капелька застенчивости все-таки сохраняется, она самостоятельно легко преодолевается и не может препятствовать обучению пению.

Поэтому, чтобы перестать стесняться своего пения, для начала надо просто начать заниматься пением. И уже одного этого может оказаться достаточно для преодоления застенчивости хотя бы только на уроках вокала.

Застенчивость и/или сценическое волнение

Своего публичного пения (т.е. не на уроке, а например, на концерте) стесняются абсолютно все вокалисты, причем всегда, везде и пожизненно. Кто больше, кто меньше, когда больше, когда меньше, но без этого не обходится ни одно публичное выступление ни одного вокалиста. Правда называется этот вид вокальной застенчивости – сценическим волнением.

Так вот, сценическое волнение у артистов есть абсолютно всегда, даже тогда, когда оно абсолютно незаметно публике. И даже тогда, когда оно почти совсем незаметно самим артистам.

Они живут и работают со сценическим волнением. Иногда они страдают от него. Но, чаще они получают от него импульс для своего творческого вдохновения.

В общем, сценическая застенчивость – это норма жизни вокалиста. С ним надо не бороться, а вводить его в конструктивное русло, стремясь добиваться оптимального его проявления.

Потому что само по себе волнение – это и не плохо и не хорошо. Плохо, когда волнение бывает неадекватным ситуации – либо настолько сильным, что это волнение мешает пению, либо настолько слабым, что это равнодушие мешает пению. Хорошо, когда волнение в меру соответствует ситуации.

Управлять своими эмоциями не легко, но до некоторой степени возможно.

Не скажу что много, но кое-какие способы преодоления излишнего сценического волнения вокалистам известны, в том числе известно, как это делать при обучении вокалу.

Перенапряжение при пении нельзя убрать дополнительным напряжением

Застенчивость, по крайней мере, на уроке вокала, лучше не преодолевать каким бы то ни было усилием. – Чем больше с застенчивостью борешься (например, скрываешь её), тем труднее справиться с ней самой, и тем менее конструктивно ее воздействие на вокал.

Происходит это по многим тонким психологическим причинам. Например, потому, что силы уходят не столько на вокал, сколько на борьбу с застенчивостью. Отчего успехи по вокалу тормозятся. Что в свою очередь является еще одним дополнительным стимулом для застенчивости. Ну, и т.д. и т.п. по замкнутому кругу.

Для начала позвольте себе и петь и стесняться своего пения одновременно, хотя бы только в присутствии своего педагога. И увидите, как быстро и незаметно, по крайней мере, деструктивное воздействие застенчивости, по крайней мере, только на вокальном уроке, исчезнет само собой.

Доверьтесь педагогу и будь, что будет

Вокальный педагог – это тот специалист, который хотя бы только на уроке вокала для своего ученика совмещает в себе сразу множество функций – его лечащего врача, его тренера, его партнера, его воспитателя и т.д. А это все, можно сказать, близкие для человека люди. А то, что стесняться близких людей нет никакого резона, мы уже уяснили.

Конечно, педагог по вокалу может и должен помочь не только научиться петь, но и научиться преодолеть застенчивость. Ведь каждый (особенно опытный) педагог по вокалу знает, как надо вести урок, и что и как на нем надо делать, чтобы его ученик поскорей перестал стесняться, и чтобы его застенчивость не мешала обучению вокалу.