Использование средств фонетической ритмики в логопедической практике

Речь человека составляет основу полноценной коммуникации. Речь может быть очень яркой, интонационно и динамически окрашенной, с различными тембровыми и экспрессивными оттенками, а может быть тусклой и невыразительной. Людей с поставленным голосом от природы очень мало, поэтому, желая усовершенствовать качества своего голоса нужно немало потрудиться. В логопедической практике, при помощи разнообразных методик, ведется коррекционная работа над улучшением качеств голоса, выравниванием его темпоритмической организации.

Ритм является универсальной базовой способностью человека. Первый ритмический опыт человека это биение сердца матери. Ритмика – от гречаского rhitmikos – равномерный.

Современные исследователи связывают высокую корреляцию языковой, музыкальной, художественной способностей с чувством ритма, лежащим в их основе. Доктор психологических наук К.В. Тарасова выдвинула предположение, что чувство ритма складывается в результате усвоения пространственных и временных ритмических структур под влиянием ритмической организации движений. Связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию речевой активности. Ритм влияет на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе артикуляционных [3].

Одним из методов формирования чувства ритма является ритмика. На основе ритмики возможен и другой способ коррекции нарушений ритмической организации. Ритмичные движения тела в сочетании с декламацией являются основой фонетической ритмики. Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). К методическим приемам фонетической ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом фонетического движения. Движения и произношение ритмически организованы музыкальным материалом. Такие занятия воспитывают художественное восприятие, формируют память, творческое мышление, эмоциональность и темпоритмическую организацию, стимулируют музыкальность. Ритмика способна разрушить патологические речевые динамические стереотипы и сформировать правильные.

С нейрофизиологической точки зрения доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние на двигательные свойства речевых органов [2].

В исследованиях Т.М Власовой и А.Н. Пфафендродт освещена работа над произноси­тельной стороной речи слабослышащих учащихся с ис­пользованием метода фонетической ритмики [1]. Слабослышащие дети не могут точно воспроизвести звук по подражанию, но могут подражать движениям. Дети, у которых слух в норме также быстрее обучаются правильному дыханию и фонации, используя свой собственный опыт при помощи движений из фонетической ритмики. Педагогу останется лишь направить в нужное русло весь процесс корректировки речи и поправить то, что на виду – положение тела ребенка.

К средствам фонетической ритмики относятся специальные позы, движения, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционные движения, дыхательные упражнения, подчиненные темпам и ритмам. Средства фонетической ритмики используются в работе с детьми, имеющими нарушения речи с сохранным слухом. Выстроив тело логопата определенным образом, звук формируется правильно, резонирует и приобретает полетность.

Основными направлениями в заня­тиях по фонетической ритмике, являются:

    • соединение работы речедвигательного и слухового ана­лизаторов с развитием общей моторики;

    • формирование у де­тей естественной речи с выраженной интонационной и рит­мической сторонами;

    • развитие слухового восприятие (внутреннего слуха) учащихся и использо­вание его в ходе формирования и коррекции произноситель­ных навыков.

При помощи фонетической ритмики постановка речевого и вокального голоса идет быстрее и эффективнее. Для правильной и эффективной работы всех систем голосового аппарата помимо хорошей дикции, ритмической организации и правильного дыхания, необходимо такое физическое явление в голосе как резонанс. Отсутствие полётности голоса ведёт к напряжению в мышцах шеи и голосовых складках. Резонанс (франц. resonance, от лат. resono — звучу в ответ, откликаюсь), явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой либо колебательной системе. Резонанс – это возрастание колебаний, в том числе звуковой волны, способных усилить звук; средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения; врожденное рефлекторное свойство голоса, которое можно поддержать и развить с помощью фонетической ритмики. Для правильного резонирования необходимо правильное положение тела в момент фонации, что достигается на занятиях по фонетической ритмике.

Все упражнения, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

    • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитность речи;

    • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя

    • нормальный тембр без грубых отклонений от нор­мы;

    • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний: изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

    • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

    • восприятие и воспроизведение различных ритмов;

    • умение выражать свои эмоции инто­национно.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма речи могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Проводить занятия должен компетентный учитель – логопед, который должен сам хорошо ориентироваться в фонетической ритмике, желательно иметь музыкальное образование и хорошо двигаться. Речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной. Музыкальный материал должен быть грамотно подобран в соответствии с психическими и возрастными особенностями детей. Если логопед прибегает к помощи вокальных попевок, его голос обязательно должен быть хорошо поставлен, иметь точную музыкальную интонацию.

Остановимся на практических приемах, которые включает в себя фонетическая ритмика.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика звука. Интенсивность определяет динамику речи – те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. Время определяет скорость движения или проговаривания.

С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков, начинаются с трех основных исходных положений: (см. Рис. 1)

    1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков.

    2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны.

    3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди.

Рис. 1. Исходное положение для фонетической ритмики

Рис. 2. Упражнения для постановки звуков

Для произнесения звука «И». Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны (1 изображение на рис.1). Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении звука «и» (2 изображение на рис.1). Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное; есть рекомендация при фонации, одновременно с другими движениями приподняться на носочки.

Второй пример, это постановка звука «р». Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это исходное положение для звука «р». Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроиз­ведении «р-р-р», (3 изображенние на рис. 1). Движение напряженное, сильное, длительное. Звонкий щелевой звук «ж» вызывается при помощи подобных движений тела. Из исходного положения (3 изображение, рис. 1) необходимо перейти к описыванию в воздухе зигзагообразных движений руками при одновременном произнесении протяжного «ж». Движение напряженное, сильное, удлиненное.

Важно, что работа над разными группами звуков характеризуется различной силой выдоха и различной интенсивностью движений тела. К примеру, для произнесения сонорных («м», «н») характерен выход слабой воздушной струи через нос и движения рук мягкие, пластичные продолжают естественное направление воздуха. Для постановки звука «м» принять исходное положение (1 изображение на рис.1), после поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед и в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении «м-м-м». Движение напряженное, слабое и длительное.

Работа над звуком «а» начинается с исходного положения (1 изображение на рис. 1). Из исходного положения вдох, разведение рук в стороны при одновременном длительном произнесении а-а-а (1 изображение, рис. 2). Движение характеризуется по напряженности, интенсивности, длительности. Звук «а» ненапряженное, слабое, длительное.

Согласные звуки в произношении имеют другие характеристики, напряженные звуки, сильные по интенсивности и краткие по длительности. Например звук «т» отрабатывается из исходного положения (1 изображение, рис. 1) при последующее резком движении в стороны то правой то левой руки, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов «та» (2 изображение, рис. 2).

В процессе автоматизации звуков и введения звуков в слоги и слова, однократные движения и фонацию необходимо подчинить ритмической организации и поддержанию одного темпа на протяжении всей цепочки повторов упражнения. Все движения, на ранних этапах обучения, и повторы выполняются учениками синхронно с учителем-логопедом. Освоив основы метода практикуется отраженное воспроизведение звука ребенком в заданном темпе, после этого постепенно убираются движения и оставляется только звук.

Таким образом, использование фонетической ритмики (сочетание системы двигательных упражнений с произнесением речевого материала) в логопедической практике играет существенную роль в формировании произношения и автоматизации звуков речи, устраняет дефекты произношения, корректирует ритмико-интонационную сторону речи, развивает естественность движений. Фонетическая ритмика помогает сформировать правильное дыхание и плавность выдоха, улучшает качества голоса. Важно подобрать наиболее целесообразные упражнения в каждом конкретном случае и последовательно идти к поставленной цели.

Список литературы:

    1. Власова, Т. М., Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т. М. Власова, А. Н. Пфафендрот. – М.; 1996. – 240 с.

    2. Мухина, А. Я. Речедвигательная ритмика / А. Я. Мухина. – М.; 2008. – 123 с.

    3. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. – М.; 1988. – 176 с.