Особенности речи детей с нарушением темпа и ритма речи несудорожного характера

Со времен сотворения мира всё вокруг существует в определенном темпе и ритме. Любое событие, вещество, явление невозможно без этих составляющих. Периодичность времен года, смена дня и ночи имеет строго определенный ритм, восход и закат солнца демонстрируют нам темпоритмическую закономерность.

Человек, как часть этого мира живет по законам природы. Все в организме подчинено темпу и ритму – биение сердца, нервные процессы, движения.

Ритм – первое, что мгновенно и неосознанно находит отклик в нашем теле. В основе этого – пульс, с которым мы сталкиваемся ещё не родившись. Первая ритмическая организация для нас – биение сердца матери. Частота пульса зависит от нашего настроения – волнения, спокойствия, уверенности или страха. Ритмичность настолько важна, что мы чувствуем её всегда, вне зависимости от того слышим мы ритмический стук или нет. В мелодии без ритма – мы чувствуем ритмическую основу, в мелодике речи происходит тоже самое.

Речь человека – сложный процесс высшей нервной деятельности. Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре мозга – возбуждения и торможения. В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое, в основном, организует ритмическую структуру речи. Ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. Имеющий отклонение в темпо – ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе, заменить ударения.

В нервной системе существуют специальные образования, генерирующие сложные ритмы различных движений. В коре головного мозга существуют три центра: ассоциативный, двигательный, слуховой. Ассоциативный центр – главный генератор ВНД, включающий пять органов чувств, разум и волю человека. Двигательный и слуховой центры подчинены импульсу ассоциативного центра. В ассоциативном центре формируется мысль о будущем предложении, воля человека принимает решение о высказывании – сигнал передается в двигательный центр (зона Брока), усиленный сигнал идет по нервным волокнам к мышцам, которые управляют речевым аппаратом. Если нет нарушений в этих центрах, то человек слышит именно ту мысль в речевом варианте, которую задумал. Сказанное передается в слуховой центр (Вернике), где перерабатывается в сигнал приемлемый для ассоциативного центра. Эти три центра должны работать синхронно, начиная с самого рождения и всю жизнь. Любая форма нарушения работы этих трех центров приводит к изменениям в речевом процессе человека.

Если есть место заиканию, логоневрозу, дизартрии, нарушению темпа речи, это говорит о нарушении в работе двигательного центра (Брока) и нарушении синхронной работы между всеми тремя центрами. В большинстве случаев это происходит до 7 – 8 лет, обычно от 3 до 5 лет, редко после 8. Это связано с развитием ассоциативного центра и развитием нервной системы человека. Исходя их вышесказанного, очевидно, что ритмический рисунок слова существует как отдельная часть артикуляторной программы; ритм – это основа, «скелет» слова, который играет существенную роль как в организации внутреннего программирования словесного высказывания, так и в процессе опознавания слов. На этот так называемый «скелет» надевается темп, акцентирование, синкопирование, что и создает рельефный рисунок речевой мелодики. Качественные и количественные характеристики паузации в речи, их связь с мыслительными и эмоциональными процессами составляют отдельное направление речевых исследований диагностического плана.

При попадании организма в непривычные для него условия может наступить рассогласование темпоритмов (десинхроноз), с чем связываются в настоящее время многие виды речевой патологии.

Рассмотрим особенности нарушения темпа и ритма речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная тема приобретает особую актуальность, когда речь идет о различных отклонениях в речи, в частности при нарушении темпа и ритма речи несудорожного характера.

К запинкам несудорожного характера относятся физиологические итерации, баттаризм и полтерн. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка – это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Известно, что речевая функция ребенка младшего возраста ограничена периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки. Но ребенок уже многое понимает, а еще больше хочет знать. Вся его деятельность и общение с окружающими сопровождается высоким эмоциональным подъемом. Это приводит к тому, что речь ребенка от 2 до 5 лет как правило содержит разного рода повторы, перестановки, спотыкания, нечеткость звукопроизношения и фразового оформления мысли, разбросанность, хаотичность и прочие несовершенства [5]. Физиологическая итерация рассматривается и как самостоятельное речевое отклонение, и как начальный этап заикания. После итеративного этапа заикания может последовать фиксация ребенка на дефекте, а позднее появляются и побочные аффективные состояния, способные перевести запинки несудорожного характера в запинки судорожного характера, но не во всех случаях. Примером может служить разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей [1].

Баттаризм это патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, синтаксические аграмматизмы, нарушение языковых явлений. Слова произносятся нечетко, не договариваются, в том числе присутствуют остановки в середине слова для добора дыхания [4; 8]. У ребенка, страдающего баттаризмом отмечается проглатывание и перестановка слогов и слов, потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока. Это делает речь спотыкающейся, хаотичной.

Полтерн или спотыкание – патологически ускоренная речь с прерывистым темпом несудорожного характера. В этом речевом отклонении присутствуют запинки, спотыкания, необоснованные паузы, отмечается нарушения моторики, расстройства дыхания (речь на вдохе, вдох и выдох – максимальны), расстройства голоса (перенапряжение, монотонность, носовой оттенок), расстройство дикции, расстройство чтения (читают быстро, но постоянно останавливаются и рвут текст на синтагмы, страдает смысловой компонент), расстройство письма (аграмматизмы, частые остановки руки, приводящие к пропускам, перестановкам, заменам). Внимание у таких детей неустойчиво, так же как и мышление. Имеют место алогичность и беспокойное поведение. Тем не менее, дети дефекта в своей речи не замечают – они очень контактны, не критичны, способны к самоутверждению. Привлечение внимания к речи ее улучшает.

При нарушении темпа и ритма речи несудорожного характера неизменно страдает моторная сфера. В общей моторике сложности вызывают как симметричные движения, так и попеременные, разносторонние. Движения часто только намечаются детьми, но не доделываются до конца. Дети с нарушением темпа и ритма речи, как правило, не умеют (даже в младшем школьном возрасте) завязывать шнурки, бантики, не могут пользоваться иголкой. В простых спортивных упражнениях у детей с нарушением темпа и ритма речи заметны неуклюжесть и расторможенность, множество неуместных неорганизованных движений. При целенаправленном повторении физических упражнений, заданных педагогом, движения выполняются небрежно и неохотно.

Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность, включает три фазы. На первой фазе осуществляется ориентировка в ситуации общения, планирование высказывания, создается внутренняя программа будущего речевого высказывания [6]. Создание программы высказывания на этой фазе происходит в «коде образов и схем», «универсальный предметный код» (по Н.И. Жинкину, 1966, 1978), который включает слуховые, зрительные образы предметов, вторичные схемы внешних образов и действий. Решающее значение имеют психические качества, социальный опыт личности. Особенно ярко отображается неречевая деятельность, в которую включается речь. Для этого отображения используется понятие мотива, опыт. Говорящий анализирует реальную предметную ситуацию и структурирует ее с учетом отображения в будущем речевом высказывании [3]. Во второй фазе происходит реализация плана во внешней речи. И, наконец, третья фаза – это фаза сличения полученного результата с первоначальным замыслом и принятия решения о соответствии результата замыслу или коррекции полученного результата в новом высказывании.

Речевой деятельности присущи такие признаки как мотивация, целенаправленность, структурирование, создание плана (его реализация). В работе «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» А.А. Леонтьев определил схему модели порождения речевого высказывания: мотив – мысль – внутреннее программирование – лексическое развертывание и грамматическое структурирование – моторная реализация – внешняя речь.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, соотношение артикуляторного и дыхательного компонентов в процессе устной речи непостоянно. При этом, в норме, длительность выдоха соответствует выполняемой речевой задаче, длине произносимого слова. В то же время в процессе произнесения фразы дыхание нарушается. Дети этого возраста еще не могут произнести всю фразу в процессе одного выдоха. Часть фразы произноситься на вдохе, или с помощью дополнительного поверхностного вдоха для полного завершения предложения. В этом возрасте, в норме, формируется контекстная речь, самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система детей младшего возраста испытывает особое напряжение в процессе речи.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих нарушением темпа и ритма речи несудорожного характера можно наблюдать нарушение речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико – грамматического оформления высказывания.

Ребенок в этом возрасте крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых. Психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.

У детей десяти лет так же, как и у взрослых, произнесение как отдельных слов, так и фразы, всегда происходит в фазе выдоха. К этому возрасту происходит формирование циклов речевого дыхания, которые начинают соответствовать синтагматическому делению текста.

Нарушение темпа и ритма речи несудорожного характера у детей не так безобидно, как может показаться. Это серьёзное отклонение в речевом развитии, которое требует в случае физиологической итерации пристального внимания, а в остальных случаях срочной логопедической коррекции. Нарушение темпа и ритма речи несудорожного характера может стать началом более сложных речевых нарушений, таких как заикание, логоневроз. Необходимо отметить, что в основе нарушения темпа и ритма речи лежат изменения в двигательном центре в коре головного мозга. Недостаточность работы этого анализатора (двигательного центра речи) влечет за собой такие речевые расстройства как дизартрия, заикание, логоневроз, изменения темпа речи, всвязи с нарушением координации между тремя основными анализаторами коры головного мозга.

В современном обществе огромную роль играет коммуникативное общение. В то же время, в современном мире имеется масса возможностей получить нарушение речевого развития: это экология, здоровье женщины во время беременности, невежество родителей, переучивания с левой руки на правую и любые другие воздействия, направленные на пять органов чувств ребенка. Единственные механизм защиты от агрессивных воздействий внешнего мира у ребенка – крик. В ассоциативном центре у ребенка создается энергетический импульс, который направляется в двигательный центр речи (воссоздать крик). Так поступает ребенок, в отличии от взрослого, который может направить импульс в другие центры, чтобы избежать агрессивного воздействия. В случае различных агрессивных факторов возникают нарушения в речевом потоке. Если неблагоприятное воздействие уже привело к нежелательным последствиям, например, в виде нарушения темпа и ритма речи, то включиться в процесс дальнейшего формирования и исправления речи ребенка должны специалисты, чтобы, имеющий отклонения в речевом развитии индивидуум, мог его преодолеть и стать полноценным членом современного общества.

Список литературы:

    1. Андронова, Л. З. О влиянии пения на заикание / Л. З. Андронова, М. А. Арутюнян, А. С. Александровская. – Дефектология, 1987.

    2. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие. Изд. 2 – е, испр. / Е. С. Алмазова. – М. : Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005. – 190 с.

    3. Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

    4. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. – М. : 1962. – 212 с.

    5. Кочергина, В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройство речи у детей и подростков / В. С. Кочергина. – М. : 1969. – 213 – 218 с. ; 221 – 226 с.

    6. Ларина, Е. А. Скрининг – диагностика интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста / Е. А. Ларина. – Хабаровск: ДГГУ, 2011. – 142 с.

    7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность/ А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

    8. Селиверстов, В. И. Заикание у детей. Коррекционная педагогика. : учебное пособие для высших и средних учебных заведений / В. И. Селиверстов. – М. : 2001.